Когда Apple, Google, Microsoft и Amazon станут прямыми конкурентами
Google, Microsoft и Apple уже конкурируют на рынках браузеров, операционных систем (как мобильных, так и настольных), мобильных гаджетов, облачных сервисов, а в ближайшее время к ним присоединиться и Amazon, которая уже в этом месяце должна будет представить собственный смартфон. Бизнес четырех компаний все в большей степени пересекается, а значит, вскоре они станут прямыми конкурентами в глобальном плане.
Обозреватель TechCrunch Алекс Вильхельм попытался предсказать [1], к чему эта борьба приведет в будущем. По мнению эксперта, в конечном счете, все закончится тотальной войной между программно-аппаратными платформами разных производителей.
Неприкрытую войну всем своим конкурентам по ряду направлений объявила именно Apple. Компания из Купертино запустила собственный облачный сервис iCloud Drive, без зазрения совести копирует наиболее удачные «фишки» конкурентов, развивает собственные мессенджеры iMessage и FaceTime, наступает на Skype (принадлежит Microsoft). А с новой версией Mac OS 10.10 пользователи получат возможность с помощью встроенного инструмента Spotlight находить нужный контент не только на самом компьютере, но и в Интернете. Кроме того, в сегменте языков программирования мобильных приложений уже довольно давно доминирует Objective-C, но Apple покусилась и на него, предложив собственный язык Swift.
Сегодня компания из Купертино не просто создает отдельные программные и «железные» продукты, а строит вокруг них цельную замкнутую экосистему. Люди будут пользоваться гаджетами Apple, работающими на ОС Apple, а все приложения, которые будут на ней запускаться в будущем, также будут разработаны на ее собственном языке программирования. В перспективе, возможно, у пользователей совсем не будет нужды в сторонних программных продуктах или аксессуарах. Будущее ИТ-индустрии - за вертикальной интеграцией продуктов, полагает Вильхельм.
Собственно, по этому пути уже пошли и Microsoft, и Google, и даже Amazon. Западные аналитики утверждают, что именно эти компании будут доминировать в индустрии в ближайшие годы. И Microsoft, и Google, и Amazon уже сейчас создают не просто отдельные устройства и сервисы, но строят на их базе собственную экосистему, которая в будущем, не исключено, станет закрытой и вертикально интегрированной.
Google уже строит собственную экосистему веб-продуктов, которые могут заменить большинство популярных сервисов-конкурентов. Так, пользователь компьютера на Chrome OS будет в 80% случаев использовать программные продукты Google, а в остальное время - расширения для ее браузера Chrome. Microsoft уже «привязала» собственную операционную систему к собственному же облаку вместе с популярными приложениями. Apple связала все продукты с iCloud. А Amazon также создала собственный магазин приложений, свою глубоко переработанную версию Android - с тем, чтобы ее пользователи чаще открывали ее сервисы, а не конкурентов. Amazon и Apple продают книги. Все четыре компании уже активно торгуют музыкой. Apple и Google сражаются на рынке картографических сервисов. И все вместе бьются за лояльность разработчиков сторонних приложений.
Под влиянием ИТ-гигантов меняется и сама отрасль. Если раньше конкурировали в большей степени идеи и интерфейсы, то теперь компании из Кремниевой долины отчаянно сражаются за лучшие кадры на рынке. Война за разработчиков в настоящее время в самом разгаре - отсюда порой запредельные зарплаты у некоторых групп специалистов. Причем, поскольку все лидеры рынка теперь занимаются и «железом», и операционными системами, и облачными сервисами, и поддержкой разработчиков приложений, то и за инженеров они бьются, по сути, одних и тех же.
Политика конкуренции по всем фронтам приводит к тому, что качество продуктов неизбежно снижается. iCloud не так хорош, как Dropbox. Apple Maps не лучше Google Maps. Xbox Music совсем не так удобен, как iTunes. А планшетам Kindle Fire не хватает приложений из магазина Google Play. Но производителей это мало интересует: они хотят замкнуть пользователей исключительно на «свои» продукты.
Вместе с тем, для растут и риски. От того, что пользователям фактически навязывают использование фирменных сервисов, все они обязаны быть безупречного качества. Тот, кого не устраивают Apple Maps, вряд ли купит iPhone, если у него не будет возможности установить на него карты Google. Некорректно работающий облачный сервис может заставить пользователя отказаться от покупки «железа» одной из компаний.
Так что борьба между четырьмя ИТ-гигантами будет бескомпромиссной. В решающую схватку за пользователя они уже вступили. А конкуренция на всех фронтах вполне может привести к тому, что на рынке останется один-два монополиста, которые уничтожат менее расторопных. Apple и Google осталось только открыть собственные интернет-магазины для торговли «реальными» товарами.
Кроме того, ориентация на экосистемы может убить все мелкие профильные стартапы. Кому был бы нужен Dropbox, если бы Apple и Microsoft выпустили свои облачные хранилища намного раньше? И что будет с браузером Mozilla Firefox? Возможно, львиная доля популярных сегодня небольших компаний просто станет жертвой конкурентной борьбы между гигантами. Лес рубят - щепки летят, так ведь говорят? Время стартапов уходит, приходит время ИТ-«империй».