Путин приказал упаковать все госорганы в единую ИТ-инфраструктуру
Приоритет для единой инфраструктуры
Президент России Владимир Путин поручил главе Правительства Дмитрию Медведеву до 1 января 2017 г. обеспечить разработку и внесение в Госдуму федерального закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства.
Соответствующий документ появился на президентском сайте kremlin.ru. В нем говорится, что рассматриваемые меры направлены на повышение безопасности и устойчивости работы информационных систем органов госвласти.
Примечательно, что нововведения подразумевают ввод поэтапных ограничений на использование госорганами ИТ-элементов, обладающих аналогичной по отношению к единой инфраструктуре функциональностью, но в нее не входящих.
Что должен включить закон
В соответствии с поручением, в новом законе должны быть прописаны состав и требования к элементам единой инфраструктуры, в том числе к информационным системам и инженерной части, включающей сети связи, ЦОДы и систему информационной безопасности.
По поручению Путина Правительство сделает инфраструктуру электронного правительства приоритетной в работе чиновников
Переход к использованию единой инфраструктуры станет происходить поэтапно — при дальнейшем создании и эксплуатации ГИС и использовании ПО посредством облачных технологий.
Подразумевается, что у единой инфраструктуры будет оператор и исполнитель работ по созданию и эксплуатации всех ее элементов. Им станет некий оператор связи, «занимающий существенное положение в сети связи общего пользования» на территориях не менее двух третей субъектов РФ. Фактически этим требованиям в России удовлетворяет только один оператор - «Ростелеком».
Правовые и экономические механизмы поэтапного перехода на финансирование создания, развития и эксплуатации единой инфраструктуры также определит новый закон. Оно будет осуществляться с привлечением внебюджетных средств.
Кто обслуживает инфраструктуру электронного правительства
Инфраструктура электронного правительства на данный момент включает такие информационные системы как Единый портал госуслуг (ЕПГУ), Система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ), Единое пространство доверия электронной подписи, Единая система идентификации и аутентификации, Единая система справочников и классификаторов (используемых в ГИС), Cистема координации, обеспечивающая формирование единого информационного пространства в сфере управления ИКТ в госсекторе, Национальная платформа предоставления сервисов по удаленной обработке и хранению данных.
По факту бессменным и единственным исполнителем работ как по развитию, так и по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства с 2009 г. является «Ростелеком». В отношении первого фронта работ его текущие полномочия закреплены правительственным постановлением до 2016 г. включительно.
Что касается второго, то, контракты на него Минкомсвязи с «Ростелекомом» заключает регулярно, с плавающей периодичностью. И как когда-то объяснили CNews в ведомстве, пока нет значимых предпосылок к тому, чтобы исполнителем этих работ стала какая-то другая компания.
При этом стоит отметить, что реальные работы во многом выполняются цепочкой субподрядчиков оператора. Так в октябре 2015 г. CNews, проанализировав сайт госзакупок, пришел к выводу, что не менее 40% в денежном выражении многомиллионных работ Минкомсвязи по развитию инфраструктуры электронного правительства в 2015 г. при посредничестве «Ростелекома» была передана ряду конкретных субподрядчиков. В процессе этой передачи оператор попутно оформил соглашения на их исполнение со своей «дочкой» «РТ лабс» — с маржой на каждом из этапов. (Один из соисполнителей госконтракт получил впервые.)
Совсем недавно Счетная палата пришла к еще более неожиданным выводам. В ходе ее проверки выяснилось, что на сторону отдается большая часть работ. За последнее время в части создания электронного правительства стоимость работ, выполненных непосредственно самим «Ростелекомом», составила лишь 25%, а в части развития только 10%.
С конца 2000-х годов работы по электронному правительству финансировались за счет Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия», общий объем которой за период 2002-2010 гг. составил p20,8 млрд, в том числе p19,4 млрд из федерального бюджета. Затем финансирование стало производиться через ФЦП «Информационное общество», из этой программы на цели, связанные с электронным правительством, в 2011-2015 гг. было потрачено из госбюджета p11,3 млрд.