Рынок корпоративного ПО: от насыщения к совершенствованию процессов

Рынок корпоративного ПО: от насыщения к совершенствованию процессов

29.08.2014
Я вернулся на российский ИТ-рынок в сектор корпоративного программного обеспечения около трех лет назад, когда нашими решениями по управлению ресурсами организаций и мобильным персоналом заинтересовались крупные российские заказчики. На сегодняшний день мы успели заключить ряд важных сделок и партнерских соглашений, а также открыть в Москве полноценное представительство. Несмотря на то, что изначально я мог называться «человеком со стороны», за это время у меня была возможность вполне четко обозначить для себя главные тенденции, которые сейчас преобладают в этой области рынка и проследить за их развитием. Этими размышлениями я бы хотел поделиться с читателями CRN.

Начнем с текущей ситуации. За прошедшие «тучные годы» произошло достаточное плотное насыщение корпоративного рынка самым различным программным обеспечением: системами ERP, финансовыми системами и системами управления неисправностями (так называемые Trouble Ticketing системы и т.д.). Поэтому, по крайней мере в теории, на сегодняшний момент многие предприятия в РФ обладают достаточным набором систем, которые позволяют управлять жизнедеятельностью организации в современной форме. Использовались ли они ранее в полной мере для увеличения эффективности работы закупающих их организаций — вопрос открытый. Тем не менее, можно считать, что этап нерационального насыщения уже завершился. А что дальше?

Сейчас рынок вступает в турбулентную фазу — а значит, что правила игры серьезно меняются. С одной стороны, из-за ухудшающейся экономической обстановки было значительно сокращено бюджетирование в определенных секторах рынка, как например в энергетике, что замедлило внедрение подавляющего большинства ИТ-решений. С другой, именно эта ситуация позволяет реализовать основные преимущества вышеуказанных типов ПО, ведь они как раз направлены на то, чтобы делать организации более эффективными, повышая их выживаемость в конкурентной среде. В текущих реалиях, когда операционные расходы требуют строгого контроля, а уровень предоставления услуг клиентам при этом не только не должен пострадать, но и вырасти, предпочтение будет отдаваться программным продуктам, которые доказанно позволят увеличить экономическую эффективность внедряющих их организаций.

Разумеется, даже несмотря на грамотно подготовленные обоснования, внедрение этих решений больно ударит по карману многих компаний в ближайшей перспективе. Но согласитесь, без фокусирования на современных способах увеличения собственной эффективности, эти же организации сильно потеряют в конкурентоспособности.

К счастью, значительное число компаний осознают это (мало кто хочет плестись в арьергарде), а значит, что рынок этого типа ПО продолжает развиваться, и на нем начинают действовать новые тренды.

Первый из них: стремительно набирают популярность решения, ориентированные на улучшение работы с заказчиком. К этой группе решений, например, относятся уже хорошо известные системы CRM различных вендоров, а также комплексное ПО, как мобильное, так и облачное, которые позволит предоставить клиенту больший набор услуг и в целом улучшить его «клиентский опыт».

Второе направление, популярность которого начинает расти — это ПО, увеличивающее эффективность управления и уже за счет этого повышающее уровень обслуживания клиентов. Решения подобного рода широко распространенны за пределами российской рынка и в полной мере используются мировыми лидерами в различных индустриях (ЖКХ, телекоммуникационый бизнес, энергетика и т. д. ). К этой группе решений также относятся такие системы как WFM (workforce management или системы управления персоналом).

Как уже было сказано выше, процесс принятия решений для покупки новых программных систем — это трудный выбор между экономией сейчас и большей выгодой в будущем. Чтобы убедить заказчика в необходимости покупки, приходится все больше и больше вникать в его бизнес-процессы, а не продавать решения «из коробки». Необходимо внимательно выслушивать реальные нужды клиента и стараться принимать решения совместно. В этом плане, с моей точки зрения, происходит неминуемый процесс перехода вендоров ИТ-решений в нишу, обслуживающую бизнес, а не диктующую ему свои условия. Поэтому уместно наращивать компетенции своих специалистов в разных отраслях, где могут быть применены выпускаемые продукты — сегодня вендор должен не только уметь разработать решение, но и внедрить его так, чтобы оно работало в реальных «полевых» условиях.

К сожалению, за рамками этой заметки остались тенденции в секторе облачных решений и новые тренды в развивающейся концепции BYOD. Возможно, о них мы поговорим в следующий раз

Возврат к списку